Глава ПЯТАЯ. Привет! В этой главе, мы изучим операторы:
WHILE...WEND, Random Access Files, APPEND, GET (file I/O), SUB...END, SUB, PUT(file I/O), FUNCTION...END FUNCTION, LEN, GOSUB...RETURN, TYPE...END, TYPE, DIM SHARED, COMMON SHARED, RTRIM$
Чтож, приступим! Мы изучим другой метод выполнения цикла, путь прибавления к концу последовательного файла, структурного программирования. Сначала вспомним прошлые способы выполнения цикла. Как вы помните DO...LOOP и FOR...NEXT, а сейчас мы изучим операторы WHILE...WEND. Этот оператор очень похож на цикл DO...UNTIL. Вот как выглядит синтаксис этого цикла:
WHILE<условие>
...
WEND
Скажем, Вы хотите сделать простую игру в предположения. Всё, что требуется
- простой цикл, как в этом примере:
RANDOMIZE TIMER
PRINT "Игра - угадай!"
number = INT(RND * 10) + 1'случайное число от 1 до 10
PRINT "Секретный номер находится в промежутке от 1 до 10"
WHILE guess <> 10' цикл до предположения = 10
INPUT "Попыток "; guess
tries = tries + 1'счётчик попыток
WEND
PRINT "Хорошая работа! Вы угадали секретный номер с "; tries; "
попыт(ок),(ки)"
END
Эта программа составлена только в 10 строк! Вот задание - объясните, что
делает каждая строча(как вы видите на некоторых строчках есть комментарии).
Теперь вы поняли, как действует цикл WHILE...WEND, он простой, и все же полезный!
Мы говорили относительно файлов в Главе 4. Вы помните команды INPUT и OUTPUT
для последовательного входа в файл. Есть еще один способ добавления к файлу
информации, используя команду APPEND. Команда используется точно так же как
и OUTPUT и INPUT:
OPEN "file.txt" FOR APPEND AS #1
APPEND действует точно также как и OUTPUT и кроме этого не стирает то, что
уже записано в файле, прежде чем добавлять к этому другой текст. Это полезно
для продолжающихся высоких списков счета и связки других вещей.
Сейчас мы должны изучить структурное программирование. Очень не удобно в большой
программе с тысячами строк и множеством операторов найти проблему! Поэтому,
умные люди в 1960-ых разработали кое-что называемое "структурным программированием
- Ming. " При использовании этой методики, мы можем использовать "подпрограммы"
и "функции" в создании наших программ, чтобы упорядочить программный
текст.
Чтобы создавать и редактировать подпрограмму в QBASIC, нажимают кнопку на инструментальной панели меню [E]dit(редактировать) > New [S]UB...(Новая подпрограмма...). QBASIC спросит у вас относительно имени подпрограммы. Можно давать любое имя. QBASIC тогда позволит вам редактировать текст подпрограммы. В тексте подпрограммы используются те же операторы что и в обычной программе, после того как вы написали подпрограмму, вы можете её посмотреть, идите к [V]iew на инструментальной панели, выберите [S]UBS. И затем выберите имя файла вашей подпрограммы в меню. Если Вы хотите вернуться к главному тексту программу, то, выберете в этом же меню название вашей программы. Знайте, что переменные, которые Вы создаете в подпрограмме доступный только в этой же подпрограмме, а переменные в теле программы доступны только в нём, сделать их общедоступными можно с использование следующая команда в начале подпрограммы:
COMMON SHARED variable$, variable2, variable3!
Команда "DECLARE SUB...", объявляет имя подпрограммы и её существование.(QBASIC размещает эти инструкции в начале вашей программы, как только вы сохраняете её). Сделать переменную доступной везде можно так (используя в задании переменной оператора SHARED):
DIM SHARED array$(100)
Удостоверитесь, что любые переменные(называемые "глобальной переменной") находятся в вашей команде COMMON SHARED, иначе ваша программа будет работать с ошибками. Передают переменные к подпрограмме подобно этому:
SUB DoBox (x1, y1, x2, y2)
Чтобы вызвать подпрограмму нужно написать имя подпрограммы и задать численное значение переменных(если они есть) подобно этому:
DoBox 30, 20, 50, 20
Если же нет переменных вы просто можете только напечатать название подпрограммы в основном тексте программы(теле), подобно этому(здесь вызывается сразу 5 попрограмм):
Mainloop: CLS
DoGraphics
DoLevel
WaitForKey
Как дополнение к подпрограммам есть ещё и функции. Они подобны подпрограммам, о в основном они используются для вычисления. Создаёте их можно тем же самым путём, каким вы создали бы подпрограмму, [E]dit > [F]UNCTION(но не SUB). Редактировать функции можно так же как и подпрограммы. Вот простой пример:
FUNCTION Cube(num)
Cube = num * num * num
END FUNCTION
'[главная программа:]
CLS
INPUT "Номер "; number
num3 = Cube(number)
PRINT number; "в кубе = "; num3
END
Последний раздел, который мы будем изучать в этой главе - файл прямого доступа. Они очень полезны для прикладных программ базы данных. Чтобы сделать программу вы должны определить название вашей TYPE(название) программы и конец TYPE...END. Имеется короткий пример этого:
TYPE people
nm AS STRING * 40 ' название программы - 40 символов
age AS INTEGER ' устанавливает возраст как целое число
address AS STRING * 60 ' устанавливает адрес в 60 символов
END TYPE
Следующая вещь, которую мы должны изучить прежде, перед тем как вы откроете файл - использование команды DIM, для установления типа прямого доступа к файлу. Это делается так:
DIM person AS people
Теперь, мы должны научится открывать файл. Снова используется команда OPEN(как вы помните из предыдущей главы), но теперь мы должны добавиться использования двух команд LEN и DIM. Вот пример:
OPEN "address.dat" FOR RANDOM AS #1 LEN = LEN(person)
Это открывает файл прямого доступа "address.dat" с книгой записей для присоединения информации. Теперь вы должны научится использовать свои переменные для ввода в файл информации. Пример описан ниже:
INPUT "Дайте название записи "; record
INPUT "Имя"; person.nm
INPUT "Возраст"; person.age
INPUT "Адрес"; person.address
PUT 1, record, person
Как вы видите, вы должны задавать переменной имя массива, a точка, в вашей
пременной ТИП. Тогда, Командой PUT, вы помещаете переменные в файл.
Синтаксис для команды PUT:
PUT [имя файла], [номер записи], [имя переменной]
Это очень просто. Получать массив из файла, используется в основном тот же
самый метод, за исключением команды GET . Команда GET точно имеет тот же самый
синтаксис, как команда PUT, за исключением, того, что из файла читается в
массив, который вы определяете. Есть пример:
INPUT " Представление, которые записи ";
record
GET 1, record, person
PRINT "Название"; person.nm
PRINT "Возраст"; person.age
PRINT "Адрес"; person.address
Так используют файл прямого доступа. Назовём, для примера файл RANDOM.BAS. Файлы прямого доступа являются очень полезным для большого количества прикладных программ, но они очень комплексны.
Personname$ = RTRIM$ (person.nm)
Такая команда бы подстроила к концу переменной несколько пробелов.
Задание:
1. Создать простую программу базы данных для адресов и названий(имен)
Использование структурного программирования.
Сохраняйте ваши программы !!!!! Они могут стать шедевром!!!) Желаю удачи!! :)))